- СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
- – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения в европейских странах народной демократии. Страны народной демократии Европы, ставшие на путь строительства социализма (см. Народно-демократическое государство), коренным образом изменили действовавшую-ранее правовую регламентацию семейных отношений, введя в действие новые семейные законы (в Чехословацкой Республике – «Закон о семье» 7 декабря 1949 г.; в Польской Народной Республике семейный кодекс – 27 июня 1950 г.; в Народной Республике Албании – «Закон о браке» 18 мая 1948 г.; в Народной Республике Болгарии – закон «О лицах и семье» 23 июля 1949 г.). Государства народной демократии регулируют брачно-семейные отношения, используя в данном вопросе опыт Советского Союза. Необходимо отметить также тесное сотрудничество этих стран между собой при выработке норм семейного права. Так, напр., «Закон о семье» Чехословацкой Республики разрабатывался в сотрудничестве с польским Министерством юстиции.
Основными принципа.ми семейного права в странах народной демократии являются: равноправие мужчины и женщины в семейно-правовых отношениях, единобрачие, отсутствие каких-либо ограничений по признаку расы и национальности, государственная охрана материнства и детства. Эти принципы установлены в конституциях стран и а родя ой демократии (Венгерская Народная Республика – §§ 50–51; Народная Республика Албания – ст.ст. 17, 19; Народная Республика Болгария – ст.ст. 72, 76; Румынская Народная Республика–ст.ст. 21, 26; Чехословацкая Республика– §§ 1, 10, 11; п. «м» Декларации о гражданских правах и свободах Польской Республики).
Под руководством коммунистических партий в странах народной демократии проводятся мероприятия, необходимые для социально-экономического раскрепощения женщин. Женщины вовлекаются в общественное производство, выдвигаются на работу в гос. аппарат, на руководящие посты в общественных организациях и т. д. Увеличивается приём женщин в средние и высшие учебные заведения, организуется профессиональное обучение женщин. Большую роль в повышении политической активности женщин играют демократические союзы женщин.
Для облегчения труда женщин в домашнем хозяйстве увеличивается число предприятий бытового обслуживания (столовые, прачечные и т. п.). Забота о матери и детях находит выражение в непрерывном расширении сети учреждений бесплатной медицинской помощи женщинам и детских учреждений (ясли, детские дома и т. д.). Здоровье женщин и несовершеннолетних охраняет и трудовое законодательство (см., напр., трудовой кодекс Румынской Народной Республики 1950 г., трудовой кодекс Венгерской Народной Республики 1951 г.). Многодетным и одиноким матерям оказывается государственная помощь, напр., в Румынской Народной Республике в 1950 г. принят законодательный акт об учреждении государственной помощи многодетным и одиноким матерям.
Семейное законодательство стран народной демократии ставит своей задачей укрепление брака и семьи.
В странах народной демократии церковь полностью устранена от регулирования вопросов семьи и брака. Законным признаётся только гражданский брак, зарегистрированный в гос. органе.
Брачный возраст в большинстве стран народной демократии для обоих супругов установлен в 18 лет. Условиями для вступления в брак являются добровольность, наличие дееспособности, несостояние в другом браке. Запрещаются браки между родственниками по прямой линии, между братьями и сестрами. В законах некоторых из этих стран сохранилось ещё запрещение заключать брак между боковыми родственниками отдалённых степеней родства и между свойственниками. Однако суду предоставляется право в каждом отдельном случае допускать изъятия иа этого правила. Полностью уничтожены препятствия к вступлению в брак по признаку расы, национальности или вероисповедания. Брак рассматривается как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви, уважении и равенстве. «В браке муж и жена имеют одинаковые права и одинаковые обязанности. Они обязаны жить вместе, быть верными друг другу и оказывать друг другу помощь», говорит, напр., ст. 15 «Закона о семье» Чехословацкой Республики. В личных правах супруги равны. Они свободны в выборе профессии и места работы.
Вопрос о фамилии супругов разрешается следующим образом: в Народной Республике Болгарии жена по своему желанию может оставить свою фамилию, взять фамилию мужа или присоединить фамилию мужа к своей. По албанскому закону, фамилия может быть общей по фамилии мужа, либо добрачной для каждого из супругов, каждый из супругов может также присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга. В Польской Народной Республике жена приобретает фамилию мужа, но она может присоединить её к своей добрачной фамилии. В Чехословацкой Республике вступающие в брак могут взять общую фамилию или остаться при своей добрачной.
В большинстве стран народной демократии установлена общность нажитого во время брака имущества и раздельность добрачного имущества супругов. Супруги могут вступать между собою в имущественные соглашения, не .противоречащие закону и интересам третьих лиц. Супруги несут солидарную ответственность по обязательствам, возникающим при ведении текущих дел семьи. Нетрудоспособный и нуждающийся супруг имеет право на получение алиментов от своего супруга, если последний в состоянии оказывать ему помощь. Вопрос о сохранении права на алименты после расторжения брака разрешается, как правило, в зависимости от вины одного или обоих супругов в расторжении брака.
Развод допускается только по суду и лишь, если между супругами наступил по уважительным причинам полный и длительный разлад в совместной жизни. При решении дела, о разводе особо учитываются интересы детей.
Родительские пр.ав.а (по терминология законов в этих странах «родительская власть») являются одновременно обязанностями родителей по воспитанию их детей и подготовке их к общественно-полезному труду. Правоотношения между родителями и детьми возникают независимо от того, рождены дети в браке или вне брака. Отцом ребёнка, рождённого вне брака, считается лицо, признавшее себя таковым, или лицо, отцовство которого установлено судом (см., напр., § 43 «Закона о семье» Чехословацкой Республики; ст. 43 семейного кодекса Польской Народной Республики). Отец ребёнка, не состоящий с матерью ребёнка в браке, обязан оказывать ей материальную помощь в оплате расходов, связанных с беременностью, родами. Несовершеннолетние дети находятся под властью родителей, которая должна осуществляться в интересах детей (воспитание, содержание, управление их имуществом и т. д.). Родители могут быть лишены родительской власти в случае злоупотребления ею (см., напр., § 61 «Закона о семье» Чехословацкой Республики; ст. 61 семейного кодекса Польской Народной Республики).
Семейное право в европейских странах народной демократии предусматривает взаимную алиментную обязанность родственников по прямой лини» (нисходящих и восходящих). Обязанность взаимного алиментирования распространяется также на братьев и сестёр. Исключение составляет закон Чехословацкой Республики, не предусматривающий алиментную обязанность братьев и сестёр. Установлена очередность привлечения к выполнению алиментной обязанности родственников различной степени родства. Право требовать алименты предоставляется лишь лицам, которые не имеют возможности сами добывать себе средства к существованию (эта оговорка не относится к алиментным требованиям, предъявляемым к родителям по содержанию их несовершеннолетних детей). Размер алиментов во всех случаях определяется в твёрдой денежной сумме в зависимости от нуждаемости алиментируемого и имущественного положения лица, обязанного уплачивать алименты.
В интересах детей в странах народной демократии установлены такие институты, как усыновление (см., напр., § 63–69 «Закона о семье» Чехословацкой Республики; ст.ст. 64–70 семейного кодекса Польской Народной Республики) и опека (см., напр., §§ 78–90 «Закона о семье» Чехословацкой Республики и ст.ст. 79-91 семейного кодекса Польской Народной Республики).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.